Базовый курс по Аналитической психологии

Программа профессиональной переподготовки «Аналитическая психология. Основы психоанализа» является базовой программой подготовки юнгианского аналитика. Программа Института Аналитической Психологии — ИАП составлена в соответствии с требованиями, одобренными Ассоциацией Аналитических Психологов России (ААПР) и Российским обществом Аналитической психологии (РОАП)

Программа профессиональной переподготовки «Аналитическая психология. Основы психоанализа» является базовой программой подготовки юнгианского аналитика. Программа Института Аналитической Психологии — ИАП составлена в соответствии с требованиями, одобренными Ассоциацией Аналитических Психологов России (ААПР) и Российским обществом Аналитической психологии (РОАП)

Руководитель программы: Трофимов В.Н., президент ААПР, тренинговый аналитик и супервизор ААПР/IAAP.

Название программы: Аналитическая психология. Основы психоанализа.

Лекторы курса: сертифицированные обучающие аналитики и супервизоры ААПР, РОАП, IAAP, ЕКПП, а так же ведущие специалисты в области мифологии, антропологии, этнографии и культурологи.

Обучение проводится в online формате, с использованием современных интерактивных технологий, позволяющих студентам не только слушать лекции в режиме реального времени, но и активно принимать участие в занятиях.

Стоимость: 55000 рублей за семестр.

Срок обучения: 2 года (4 семестра/ 1200 часов).

Принимаются слушатели, имеющие высшее образование.

Начало обучения: октябрь 2024 года

По окончанию обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.

Цель курса: углубленное изучение слушателями теории и практики аналитической психологии, юнгианского анализа, изучение психоаналитической теории и практики.

Программа «Базовый курс по аналитической психологии» в первую очередь предназначена для студентов и выпускников психологических, философских, филологических, исторических, медицинских факультетов.

Обучающая программа Института Аналитической Психологии соответствует требованиям теоретической подготовки ААПР/РОАП/IAAP, необходимой для зачисления в тренинговую программу ААПР/РОАП/IAAP. В случае если слушатель выбирает защиту клинического случая(кейс), как выпускную работу, эта работа принимается при поступлении в тренинговую программу ААПР/РОАП/IAAP.

Отличительные особенности программы:

  • углубленное изучение мифологии и религиоведения, формирующее основу мышления юнгианского аналитика;
  • основа содержания курса — одно из современных направлений Аналитической психологии — «Школа развития». Это направление сочетает в себе достижения классического юнгианского анализа и теории объектных отношений (одной из школ психоанализа);
  • внимание к клинико-практическим аспектам анализа – диагностике, подходам и стратегиям в терапии различных расстройств.

Структура программы дополнительного образования «Базовый курс по аналитической психологии» содержит 1200  часов, из них : 600 часов теории (лекции, семинары):

  • Клинико-теоретический блок: юнговская модель психики и динамика развития личности, психоаналитический подход (184 часа).
  • Культурно-исторический блок как смысловое поле юнгианского анализа: мифология, антропология, этнография, религиоведение, философия (112 часов).
  • Клинико-практический блок: методология анализа, техники работы с бессознательным материалом, клинические формы расстройств и подходы к их терапии в психоанализе и юнгианском анализе (304 часа).
  • Семинары: групповые занятия со слушателями, в рамках расписания курса, являются обязательными. На семинарах совместно с лекторами слушатели готовят сообщения по изучаемым темам, рассматривают вопросы теории и практики, осваивают юнгианский и психоаналитический дискурс. Цель семинарских занятий — освоение юнгианского и психоаналитического дискурса, установление связи между аналитической теорией и практикой.

600 часов самостоятельной работы.

Формы отчётности:

Текущие:

  • выполнение письменных контрольных работ по темам курса, конспекты основных работ З. Фрейда, К.Г.Юнга и постъюнгианцев;
  • регулярное участие в семинарских занятиях.

По окончанию курса:

  • устный экзамен, включающий тематику всего курса;
  • выпускная квалификационная работа на выбор:
    — для слушателей, имеющих аналитическую практику, — описание клинического случая (кейс — по стандартам тренинговой программы ААПР и РОАП);
    — творческое эссе по работам Юнга, по литературному произведению, кинофильму, проанализированному с использованием юнгианского дискурса.

Курс предполагает приезд на защиту диплома и экзамен в конце обучения в Санкт-Петербург.

Вопрос: Какой документ я получу по окончанию курса?
Ответ: Диплом о профессиональной переподготовке.

Вопрос: Кем я буду по окончанию курса?
Ответ: Присваивается квалификация: Аналитический психолог с правом ведения деятельности в сфере Аналитической психологии.

Вопрос: Какое образование у меня должно быть, чтобы начать обучение?
Ответ: Любое законченное высшее образование.

Вопрос: Могу ли я поступить на базовый курс без высшего образования?
Ответ: Да, но в таком случае вы не получите диплом о профессиональной переподготовке. Выдается сертификат Института Аналитической Психологии.

Вопрос: Сколько учиться? Как проходит обучение? Формат.
Ответ: Обучение рассчитано на 2 года (4 семестра). Лекции и семинары проходят по четвергам (с 18:00 до 21:00 МСК) и субботам (с 11:00 до 14:00 и/или с 15:00 до 18:00 МСК). Между семестрами есть перерывы на каникулы.  Удаленная форма — онлайн обучение. Приезд на защиту диплома и экзамен в конце обучения в Санкт-Петербург.

Вопрос: Как проходят занятия? Это запись лекций?
Ответ: Лекции и семинары проходят в формате живого общения, где вы можете задать вопрос, прокомментировать, подключиться к лекции. Запись лекций ведется. В случае отсутствия на лекции, можно ознакомиться с её записью. Доступ к записи предоставляется на 1 месяц. Запись семинаров не ведется. На семинарских занятиях разбирается уже пройденный материал.

Вопрос: Есть ли практические занятия?
Ответ: Курс предполагает семинарские занятия, на которых разбирается пройденный материал, профессиональная литература и случаи из практики.

Так же для студентов базового курса предлагается участие в супервизионых и интервизионных группах. Группы рассчитаны на как уже имеющих практику, так и начинающих, только входящих в профессию специалистов.
Так же Институт проводит вебинары, конференции, дискуссионный клуб. Все эти проекты рассчитаны на расширение знаний, изучение профессионального языка и углубление в аналитическую психологию.

Вопрос: Нужно ли ещё что-то доплачивать?
Ответ: Цена на обучение фиксирована. Допускается увеличение стоимости образовательных услуг с учетом уровня инфляции. Участие в конференциях, симпозиумах, супервизионных и интервизионных группах оплачивается отдельно, но не являются обязательным требованием для обучения на курсе.

В конце курса пишется выпускная квалификационная работа (ВКР). Для нее выбирается научный руководитель. Консультации по ВКР приравниваются к супервизиям и оплачиваются непосредственно самому преподавателю. Количество консультаций обговаривается с преподавателем.

Так же курс предполагает приезд на защиту диплома и экзамен в конце обучения в Санкт-Петербург.

Вопрос: Смогу ли я вести частную практику по завершению обучения?
Ответ: По состоянию на 2019 год законодательство Российской Федерации не запрещает вести деятельность в сфере психологии лицам получившим диплом о профессиональной подготовке.

Вопрос: Нужен ли личный анализ для начала обучения на базовом курсе?
Ответ: Нет. Но желательно начать проходить личный юнгианский анализ, если собираетесь работать и профессионально развиваться.

Вопрос: Сколько стоит обучение?
Ответ: Стоимость за один семестр — 55 тыс. рублей. Курс 2 года (4 семестра).

Вопрос: Когда следующий набор?
Ответ: Осень 2024 года.

К.Г. Юнг биография и творческий путь.

Жизненный путь К. Г. Юнга.  Истоки юнгианской психологии: мифология, религия, философия Запада и Востока. Главные этапы биографии и творчества.

История психоаналитического движения. К. Юнг и З. Фрейд: история отношений, С. Шпильрейн. Общий сравнительный анализ взглядов Юнга и Фрейда, сходство и различие.

Основные работы К. Г. Юнга. Развитие аналитической психологии на современном этапе. Дальнейшее развитие психоанализа – выделение отдельных школ и направлений. Интеграция психоаналитических идей в аналитической психологии. Три школы аналитической психологии (Классическая, Архетипическая, Школа развития).

Мифологические, антропологические, этнографические, религиоведческие знания как смысловое поле  юнгианского анализа.

  • Мифология: происхождение мифов, разновидности мифов (космогонический, эсхатологический, героический, мифы о животных, культовые мифы  и т. д.). Мифология различных стран и народов. Мифологическое сознание. Работы М. Элиаде, Д. Кэмпбелла,  Э. Ноймана и др.
  • Антропология: философская, физическая, социальная, культурная.
  • Этнография: духовная культура народов мира, обряды и традиции.
  • Религиоведение: история возникновения религий, религиозные системы (архаические верования и обряды, религии античности, авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам, а так же индуизм, буддизм,  даосизм и др.).

Работы К. Юнга, посвященные религиозной философии

(«Проблемы души нашего времени», «Ответ Иову», «Тайна Золотого Цветка», «Йога и Запад», «Предисловие к И Цзин» и др.) Гностицизм, герметизм и алхимия Запада. Психоанализ религии. З.Фрейд «Будущее одной иллюзии»

Взгляд Юнга на коллективное бессознательное.

Представления о бессознательном в философии и психологии. Бессознательное в концепции З. Фрейда, структура психического аппарата. Открытие коллективного бессознательного К. Юнгом. Понятие символа. Архетипы и символы коллективного бессознательного.

Юнговская модель психики.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. Основные архетипы развития: Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость.  Архетип и символ. Понятие комплекса. Индивидуация. Телеологический и каузальный подходы. Трансцендентная функция. Динамическая структура либидо, психическая энергия.  Синхрония. 

  • Основные архетипы

1) Психология архетипа Младенца, Матери, Отца, Мудреца, Пуэллы/Пуэра. Ребенок         как архетипический образ и как исторический ребенок. Мать как архетипический образ и как личность матери. Роль архетипического и личного отца в процессе  индивидуации.

2) Архетип Самости. Понятие Самости по Юнгу. Индивидуация и Эго-развитие. Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Модель развития Фордхама. Первичная Самость, деинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости.

3) Эго, Персона, Тень. Трикстер. Аспекты проявления  уровней Персоны и Тени в анализе. Компенсаторная связь Персоны и Тени. Конфронтация Тени с Эго, последствия конфликта этих частей в психике индивида. Усиление Тени и невротические вспышки. Индивидуальная и коллективная Тень. Причины расщепления психики человека на «светлые» и «тёмные» стороны.

4) Анима и Анимус. Понятие «Сизигии», активизация архетипа как психопомпа связи с Самостью. Проявление архетипов Анимы/Анимуса в процессе Индивидуации. Четыре стадии развития архетипа Анимы/Анимуса. Проблемы искаженного развития Анимы/Анимуса.

  • Теория комплексов. Подход К.Юнга и З.Фрейда к понятию комплексаСтруктура комплекса в аналитической психологии. Причина образования комплекса и его развитие. Констелляция комплекса. Комплекс и архетип в аналитическом пространстве. Архетипическое, культуральное, семейное и личное в работе с комплексами, проблемами, симптомами. Понятие культурного комплекса. Проявления комплекса в клиническом материале.
  • Процесс индивидуации.Индивидуальность и индивидуация. Индивидуация: путь к Самости.  Индивидуация как строительство оси Эго — Самость. Алхимическая символика процесса индивидуации. Нуминозное. Столкновение с Божественным. Определенные особенности индивидуации в различном возрасте и в различных культурах. Брак и брачные отношения. Индивидуация и сексуальные отношения. Гендерные аспекты индивидуации. Индивидуация и гомосексуальность. Индивидуация и семейная жизнь.
  • Динамическая теория либидо. Понятие либидо в классическом психоанализе и аналитической психологии. Либидо и психическая энергия. Теория влечений. Стадии психосексуального развития. Эдипов комплекс. Сексуальный инстинкт. Инцест и запрет на него. Символический смысл инцеста в работах Юнга. Понятие «сизигия» и coniunctio. Принципы движения либидо: сохранение энергии, единства и борьбы противоположностей. Преобразование психической энергии. Энантиодромия. Трансцендентная функция. Компенсаторные отношения сознательного и бессознательного. Нормальная и патологическая динамика либидо. Прогрессия, регресс и инфляция. Определенные аспекты динамики либидо в психозах и неврозах.
  • Юнгианская типология.Психологические типы и функции. Ведущая и подчиненная функция. Формирование типов в онтогенезе. Работа с психологическими типами в процессе анализа. Возрастная динамика личности, кризисы трансформации. Принципы построения типологии. Четыре функции психики и понятие экстраверсии/интроверсии. Психологическая типология и архетипы. Современные концепции типов личности. Анкетные опросники и проективные методы измерения типов (Майерс- Бриггс, Д. Кирси). Клинические аспекты Юнговской типологии. Связь между типами и определенными нозологическими единицами. Типология и психосоматика. Типология и расстройства личности. Типология как диагностический инструмент.

Представления о динамике развития личности:

  • Подход в аналитической психологии. Формирование индивида. Психическая и объективная реальности. Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Задачи первой и второй половины жизни. Кризис середины жизни.
  • Психоаналитический подход. Стадии и уровни психического развития. Искажения развития, их проявление в анализе. Защитные механизмы личности и уровни организации личности – психоаналитический подход. Психоаналитические теории развития и различные направления в психоанализе (А. Фрейд, М. Кляйн, Д.Винникот, М. Малер,  Боулби, У. Бион, О. Кернберг, Х. Когут и др.). Взаимодополняющие взгляды юнгианства и других направлений. Теория объектных отношений, объектные отношения на разных стадиях развития. Аналитическая ситуация с позиции теории объектных отношений. Интерсубъектный подход в анализе. «Школа развития», процесс интеграции теории объектных отношений и современной аналитической психологии. Концепция анализа как ритуала инициации.

Тело и соматизация.

Понятие психосоматических расстройств и их классификация. Нормальная и патологическая динамика либидо в процессе развития и в анализе. Пути возникновения проблемы. Роль раннего развития и личностные особенности психосоматического пациента. Символика презентации пациента и ее изменение в процессе трансформации. Первичные и вторичные защитные механизмы. Психические защиты и психосоматическое переключение. Тело на сессии. Работа с психосоматикой, особенности переноса и контрпереноса. Противопоказания для аналитической и динамической психотерапии.

Методология анализа

  • Аналитические отношения и Этический кодекс. Алхимия отношений аналитик – пациент. Личность аналитика, особенности в работе юнгианского аналитика, этические отношения, конфиденциальность, этический кодекс, отношения между коллегами в аналитическом сообществе. Учебный анализ, супервизии и интервизии. Феномен «профессионального выгорания» и его профилактика.
  • Процедурная работа. Формирование аналитического пространства, сеттинг. Первичная беседа, терапевтический контракт. Проблема границ в терапии. Аналитический ритуал.  Аналитическая дистанция. Сопротивление в анализе. Прерывание, интервалы, окончание терапии. Деньги, использование кушетки.
  • Аналитический процесс. Основные цели и этапы юнгианского анализа. Регрессия, адаптация и индивидуация в терапевтическом процессе. Особенности психоанализа и психоаналитической психотерапии. Различия между психоанализом и аналитической психологией.
  • Символическая установка в анализе. Архетип и символ. Символическая функция. Символ и знак. Понятие имаготерапии. Психические образы как мост между субъектом и объектом. Особенности работы с метафорой.
  • Перенос и контрперенос. История и теория. Вопросы методики и техники. Разработки в области переноса и контрпереноса в психоанализе: концепции и классификации. Идеи Юнга относительно переноса и контрпереноса. Алхимия переноса и контрпереноса («Психология переноса», «Розариум»). Тотальная или частичная включенность в перенос. Эротический и эротизированный перенос и контрперенос. Проекция, интроекция, проективная идентификация. Мистическое соучастие, контейнирование, отыгрывание.

Техники работы с материалом бессознательного.

  • Метод ассоциированияМетод свободных ассоциаций З.ФрейдаАссоциативный тест Юнга. Линейное и циркулярное ассоциирование. Понятие циркумамбуляции. Субъектные и объектные ассоциации.
  • Работа с фантазиями пациента. Теории фантазий. Классический психоаналитический подход к фантазиям. Диагностическое и терапевтическое значение фантазий. Схемы анализа и уровни интерпретаций фантазий. Ключевые Юнговские подходы к работе с фантазиями
  • Интерпретация в аналитическом процессе. Понятие интерпретации, её виды (редуктивная, синтетическая, завершённая). Завершённая интерпретация, три уровня: прошлое, настоящее и будущее. Три пары противоположностей в подходе к интерпретации: субъектный и объектный уровень, проспективная и редуктивная интерпретация,  интерпретация переноса и контрпереноса. Проблема экологичности: время и место интерпретации. Роль интуиции и эмпатии.
  • Метод амплификации. Возможности и ограничения метода. Амплификация как метод символической трансформации энергии и стимулирования трансцендентной функции.
  • Юнгианский анализ сказок. Сказки и мифы в аналитическом процессе. Подход М. Л. фон Франц и Х. Дикмана, К.П. Эстес. Сказки, раскрывающие внутренний мир травмы (Д. Кэлшед). Авторская сказка пациента. Сказки и личные жизненные сценарии. Связь архетипических и личных символов на материале сказок, мифов, литературы, кино.
  • Метод активного воображения. История метода. Принципы и стадии активного воображения. Способы организации работы с активным воображением. Отличие от медитации, фантазии и других трансовых состояний. Метод направленной визуализации. Основные темы, условия использования. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование материала активного воображения.
  • Юнгианский подход к работе со сновидениями. Природа сновидений и методы их толкований в психоанализе. «Толкование сновидений» З. ФрейдаПсихология сновидений с точки зрения К.Юнга. Рассмотрение сновидений по функции (компенсаторная, реактивная, проспективная, редуцирующая) и по цели (каузальная и финальная) Проявление личного и архетипического бессознательного. Типология и символика сновидений как значимых сообщений бессознательного. Анализ сновидений (объектный и субъектный уровни). Амплификация образов сновидений. Связь сновидений, личностного мифа и телесного симптома. Символика инициальных сновидений. Серии сновидений. Перенос и контрперенос в сновидениях. Методы работы со сновидениями в аналитическом процессе.
  • Арттерапевтические методы в аналитическом процессе. Мандалотерапия.
  • Песочная терапия. История метода: подход Доры Кальф. Принципы и способы организации терапевтического процесса. Особенности использования для детской терапии.
  • Другие методы. Юнгианская психодрама. Онейродрама. Аналитическая групповая психотерапия. Использование подходов аналитической терапии в телесной и танцевально-двигательной терапии.

Подход аналитической психологии и психоанализа к отдельным нозологическим единицам и типам личностных расстройств  (психоаналитический диагноз и диагноз по DSM -4)

  • Классификация проблем пациентов. Диагностика. Постановка цели и планирование терапии. Первичные и вторичные механизмы защиты.
  • Уровни развития организации личности  – невротический, пограничный,  психотический. Особенности психоаналитической терапии и аналитической терапии  с пациентами невротического уровня, пограничного и психотического
  • Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Различие понятий Самости в аналитической психологии и психоанализе. Работы Х.Когута. Первичная Самость, дезинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости. Работы Н.Шварц-Саланта.

Клинические формы расстройств и подходы к их терапии

  • Депрессивные  и маниакальные расстройства личности.
  • Нарциссические расстройства личности.
  • Шизоидные расстройства личности. Шизофрения.
  • Параноидные расстройства личности.
  • Мазохистические расстройства личности.
  • Психопатические/пограничные расстройства личности.
  • Обсессивные и компульсивные расстройства личности.
  • Истерические расстройства личности.
  • Диссоциативные расстройства личности.
  • Различные виды аддикций.
  • Психосоматические расстройства.
  • Особенности работы со страхами, фобиями,  тревогой и паническими расстройствами. ПТСР.
  • Особенности работы с пациентами нетрадиционной сексуальной ориентации
  • Работа с терминальными (умирающими) и неизлечимо больными пациентами.

Прикладные аспекты аналитической психологии 

  • Отражение юнгианских идей в литературе, искусстве. Массовое сознание. Взгляд аналитической психологии на политику, рекламу и бизнес. Политическая Самость.
  • Сравнительные интерпретации случаев в межсистемном подходе различных методов глубинной терапии.