Ведущий: Четвериков Никита Андреевич, обучающий аналитик и супервизор ААПР / РОАП / IAAP и ЕКПП. Врач-невролог.
Ведущий: Четвериков Никита Андреевич, обучающий аналитик и супервизор ААПР / РОАП / IAAP и ЕКПП. Врач-невролог.
Настоящий вебинар является вводным цикла «Индивидуация и Смысл Жизни (Судьба, Смысл, Совесть, Уважение)»
и рассматривает следующие вопросы:
Рассматривает следующие вопросы:
С момента начала жизни возникает динамическое понятие базовой тревожности, являющейся индикатором и следствием необходимости развития (индивидуации).
Тревожность характеризует состояние жизни как антипода состояния status-quo.
Тревога и тревожность связаны с трансформацией, с приближением и предчувствием кризисов, в т.ч. в аналитической работе.
При осмыслении тревожности она преобразуется в страх как динамическое понятие, предтеча творчества. При дальнейшем осмыслении страха в трансцендентной работе напряжения между различными «этажами» психики и внешнего мира проявляется агрессия. Агрессия подчиняется законам деинтеграции — реинтергации, причем реинтеграция связана с депрессией. Депрессия может связываться с процессом дезинтеграции — ситуации, когда теряется Смысл, нарушения Совести и Уважения.
Творчество является трансцендентным преобразованием агрессии при условии соблюдения контейнера (Смысла) и выстраивания динамической функции Совести.
Основные вопросы:
Лекция описывает обобщенный взгляд на теорию Индивидуации с точки зрения взаимодействия Личности и Мира. Процесс Индивидуации происходит на фоне личного восприятия времени во взаимодействии с физическим (мировым) временем.
Рассматриваются «идеальные» процессы и необходимые отклонения в развитии.
Драма человеческой жизни рассматривается как необходимость общего развития, обретающего Смысл. Вся жизнь – как поиск Смысла (ов). Индивидуацию можно рассмотреть как игру архетипов, иногда жестокую, но всегда осмысленную.
Рассматривается процесс Индивидуации с точки зрения выделения человеческого индивидуума во взаимодействии с личностями, системами, Миром.
Процесс Индивидуации рассматривается как последовательный порядок чередований расщеплений, противопоставлений, трансценденций, трансформаций в процессе существования и прохождения различных ступеней развития как внутри субъекта, так и во взаимодействии с объектом и Миром. Рассматривается особое значение контейнера как необходимого условия для трансцендентной функции.
Учитывается значение архетипа Совести в формировании «Идеального» и «Неидеального» субъекта:
Центральным вопросом этой лекции является рассмотрение Зачатия как отправной точки отсчета Индивидуации со стороны представлений философии, алхимии, а также взглядов на Псюхе с архетипической и квантовой точек зрения.
Представляемая лекция, а также цикл лекций по теории Смысла в целом, может способствовать новому взгляду на клиническую работу.
Лекция касается формирования Смысла в процессе эмбриогенеза. Рассматриваются основы формирования ЛБСЗ и его происхождения; значения в Монаде и взаимосвязь с трансцендентной функцией. Рассматривается связь и противоречия личного и функционального в отношении с Иным – как представителем Unus Mundus. Рассматривается тема первичного символизма во взаимосвязи с рабочим Мазохизмом как части, необходимой для Индивидуации, Трансформации и Творчества, их архетипической основы и проявлений в виде Комплексов.
Процесс эмбриогенеза – это основа формирования индивидуальной психики и ее связи с психосоматикой. Раскрывается связь теории Смысла во взаимодействии в формирующейся личностью. Рассматривается вовлечение внешнего мира в осмысление этого процесса, квантовые подходы в формировании ЛБСЗ с его последующим Осмыслением.
Рассматривается период: 3-й триместр беременности, роды, рождение и начало самостоятельной жизни во взаимодействии Монады и Мира в целом (Unus Mundus). Будут рассмотрены процессы, происходящие внутри Монады в соотнесении с Внешним Миром. При этом особое внимание уделяется Осмыслению в процессе индивидуации. Формирование тревожности и агрессии как основы для теневого творчества. В качестве основной линии индивидуации и основы глубинной терапии предлагается рассмотреть Сцило-Харибдические ограничения — «коридор» допустимых отклонений и их Осмысление, Мэйн-стрим и право индивидуальной Судьбы.
Продолжается взаимодействие, противостояние Монады и Unus Mundus. В течение этого периода формируется, структурируется и обозначается Смысл формирующейся психики будущего Субъекта. Субъект пока еще остается в не структурированном и не осмысленном состоянии.
Под влиянием новых требований происходит резкое повышение физической самостоятельности, разделение с материнскими проявлениями Unus Mundus. При этом Мать не является для формирующейся психики ребенка ни объектом, ни субъектом.
Более активно разделяются и выделяются внутренние слои Монады, что приводит к противостоянию разных «этажей» внутри Монады и нарастанию тревожности. Начинает выделяться более четкое Эго из системы взаимодействий: архетип – комплекс и комплекс — Unus Mundus. Эго рассматривается как носитель и глашатай Смысла, выделяется из ЛБСЗ под воздействием Unus Mundus. Эго пока еще парциально.
К концу дообъектного периода, с переходом на стадию «зеркала», продолжается углубление разделения телесной и психической составляющих. Это приводит к расщеплению Архетипа, когда обозначаются полюса: инстинктивный (телесный) и психический, которые каждый самостоятельно взаимодействуют с Unus Mundus. При этом обозначившиеся полюса взаимодействуют друг с другом в ЛБСЗ, в т.ч., в Тени. Это приводит к резкому повышению значения Тени.
Телесный компонент также расщепляется и Эго, в основном, связывается с «темой» поверхности (кожа, мозговая ткань). Происходит противостояние и взаимосвязь кожи как с Unus Mundus, так и с внутренними выстилками (сосуды, плевра, фасции, почки и др.)
Функции: интуиция сталкивается с актуализацией ощущений, пока еще не связанных в единое целое, хотя и имеющих генерализованный эффект, хотя и «осмысленный» парциально. Осмысление находится на уровне 2-х ранних языков. Для осмысления особое значение обретают эрогенные зоны, которые обязательно сопровождаются прото-фантазией потери и потерей удовлетворения (см. Ф.Дольто). Это процесс неизбежно связан с потерями как реальными, так и фантазийными (потеря органов – плацента, матка, пузырь, пуповина). Иллюстрацией может служить мотив потерянного Рая и тенденция раннего Мортидо.
Либидо может рассматриваться с 2-х точек зрения: как процесс и как объем. При этом организация Либидо во-многом зависит от Матери как представительницы Unus Mundus, которая выступает как контейнер. Контейнер призван выполнять следующие функции: ограничение – защита – структуризация Либидо, что создает Осмысление. На раннем этапе развития контейнирование можно рассматривать как ведущую функцию Анимы.
Дообъектность – это период возникновения Субъекта и его носителя – Эго, которое лежит в основе процесса Индивидуации в ранний период. Впоследствии через диадность, а затем триадность, строятся отношения с Иным, как воплотителем Unus Mundus.
Продолжается исследование взаимодействия Монады и Unus Mundus. Продолжается выделение Субъекта со значительным отклонением в Тень прочего материала Монады. Основой формирования Субъекта является формирование Эго с выделением Тени, связанной с Эго.
Ребенок – Аргумент или Функция? Соотношение Аргумент – Функция лежит в основе полноценного/неполноценного субъекта и имеет психосоматическую составляющую.
Дальнейшая актуализация Материального (телесного) с теневой актуализацией Души и Духа. Актуализация, увеличение значения функции ощущения перед интуицией. Энантиодромическая инфляция как часть развития, ее значение в 1-й половине жизни.
Энантиодромия Прото-Смыслов и актуализация Смыслов. Основы формирования симптомов как компромиссных образований, связанных с фиксациями в развитии. Связь фиксация с темой Совести и Смысла. Энергетическое обоснование симптомов.
Парциальная и глобальная фиксации. Фиксация в развитии. Основные фиксации – такие компромиссные образование, как психоз, аутизм, психосоматика; истерия, первичный нарциссизм, стадия Зеркала. Фиксация, необходимая в развитии, лежит в основе формирования навыков.
Стадия Зеркала является граничным этапом формирования Субъекта и связанного с ним Объекта. Рассматривается вопрос формирования и структуризации либидо и искажения его функционирования, лежащие в основе развития. Мазохистичность развития подталкивает либидо к трансформации с запаздывающим осмыслением. Происходи нарастание противоречий между Монадой и Unus Mundus.
Формирующееся Эго пытается быть представителем личности, заТеняя все остальные проявления Монады. Энергии либидо не хватает на общее самоосмысление Личности. В формируется первая (упрощенная) модель мировосприятия, в которой Монада редуцирована к Эго, а Внешний мир – к фигуре матери. При этом внутри Монады нарастает тревожность, а в отношениях с Матерью (внешним миром) – агрессия. В этот период Мать еще не стала объектом, и для снижения внутренней тревожности возникают компромиссные образования Стадии Зеркала, такие как: паранойя, истерия и дразнение.
Констелляция материнского комплекса сопровождается трансцендентным столкновением Архетипа Матери с парциальным прото-объектом, представленным Матерью, что сопровождается нарастанием архетипической агрессии, происходящей из внутримонадной тревожности.
Процессы, составляющие Стадию Зеркала, можно рассматривать как вызовы индивидуации.
Важно помнить об отношениях Монады и Unus Mundus. По мере развития и появления диады все больше происходит выделение Эго и встреча его с Иным. Личность и собственно Unus Mundus оказываются во втором ряду сзади, т.е. скрываются в интуитивной функции. Происходить максимальный рост Эго, а личность в значительной степени разделяется на Эго и ЛБСЗ и разные части личности оказываются в противопоставлении вплоть до кризиса середины жизни. Материнский объект репрезентирует Unus Mundus, в значительной степени оттеняя его. Регрессия незрелого Эго к Unus Mundus оказывается в основе психотичности (возвращение в уроборическое состояние). Лишь в кризисе середины жизни может происходить частичное соприкосновение с этими содержаниями (выявление отношения между Эго и личностью в целом, Иного с иным). Возможно, сквозь частокол их сложных взаимодействий и противоречий, просвечивает Unus Mundus. Единство и взаимообогащение Unus Mundus и Монады в обычном варианте возможно в поздне-сенексальный период. Впрочем, лиминальная ситуация и любой кризис может просветить и обогатить эти отношения. Это ярко проявляется в любой лиминальности (возрастной, ситуационной, кризисной). Происходит прорыв содержаний ЛБСЗ, что приводит к констелляции интуитивной функции. При этом воссоединение личностных содержаний с внешними проявлениями Unus Mundus происходит на новом уровне (подвиг, рождение ребенка, религиозный экстаз и т.д.).
В лиминальности часто меняется соотношение личного и физического времени. Лиминальность и тяжелые переживания, сопровождающие диадные проявления, являются важным опытом на всю жизнь, но кошмарность этих переживаний оказывается так хорошо вытеснена в Тень (детская амнезия), что мы их не осознаем, но они во-многом определяют способ функционирования личности.
Значимый опыт освоения и принятия психических (и телесных) границ происходит в период развития, описанный теории объектных отношений как «депрессивная позиция». П-Шп сопровождается укреплением, усилением Эго как травматической зоны ЛБСЗ при условии, что остальная часть Монады погружается в Тень. Аналогично происходит восприятие Unus Mundus. Оно редуцировано, сведено к материнской фигуре. А все прочее, что развивающееся Эго охватить пока не в состоянии, оказывается редуцированым до теневых аспектов. При этом нужно учитывать, что П-Шп активно сопровождается формирующимся Эго ребенка и по-новому формирующимся Эго и ЛБСЗ его Матари и всей семейной системы, влиянием этого взаимодействия на Unus Mundus в целом.
В П-Шп происходит резкое обострение и противостояние формирующегося Субъекта ребенка с Матерью. Происходит нарастание тревожности и у ребенка, и у матери (ребенок бросает ей вызов), и у всего семейного окружения.
ДП несет в себе контейнер для Трансцендении, принятия неизбежности, парциальности и конечности.
Контейнер депрессии создает принятие трансформации, т.е. Трансценденции с последующим принятием творческой триады: вызов тревожности (внутреннего напряжения), переход в Агрессию как внешний процесс с переходом на Творчество (преобразование взаимодействия).
ДП формирует различную степень проницаемости и размытости границ, которые осваиваются в течение всей жизни. В зависимости от того, как проживалась депрессия, формируется представление о границах: от жестких ригидных до проницаемых. Творческий мазохизм формируется в ДП без страха коллапса, поскольку есть граница регрессии (Смысл через отношения с Иным) и эта граница является опорой. Осмысляется и принимается право на освоение границы, и патологичной тенденции к гипоманичности после достижения (ситуация с эпидемией) не развивается. Капризы как смещение «по цели» теряют свою познавательную ценность.
Депрессия и Нарциссизм: Принятие образа тела и образа Эго как поверхности Себя.
Успешное прохождение ДП сопровождает лиминальный переход к альфа-содержаниям (по Биону) и ведет к опыту трансформационных переживаний в периоды кризисов. Успешная ДП приводит к адекватному переживанию потерь, всех трансформационных процессов.
В клинической практике вопрос переходных состояний не менее важен, чем понимание стабильных состояниях и стремлений к ним. В период переходных состояний подвергается испытаниям целостность психики, межличностные отношения. В такие периоды требуется пересмотр имеющихся и ассимиляция новых содержаний, отношений. На каждом
этапе индивидуации наблюдается череда относительно стабильных состояний и лиминальных трансформационных. Рассматриваются лиминальные состояния с точки зрения теории Смысла.
Лиминальность присуща всем процессам трансформации, сопровождающимся переходам из прежнего состояния в новое, еще неизвестное. Часто вступление в «Terra Incognita» представляет собой мучительный момент риска как для самого носителя лиминальности, так и для системы в целом и для всех членов системы, включенных во взаимодействие. Лиминальные процессы лежат в основе кризисов развития.
Также возможна инициация лиминальных процессов по причине внешних воздействий (травмы). Сочетание этих двух состояний может быть связано с синхронистичностью.
1. Необходимость лиминальности состоит в нарушении привычного устоявшегося Status quo для достижения нового уровня индивидуации;
2. В лиминальности наша связь с внешним миром перестает нас удовлетворять. Она подвергается перестройке. И это требует иной смысловой структуры внутри Монады;
3. Этот момент подвергается перестройке. Очень много энергии направляется на внутренние процессы;
4. Лиминальность и кризисы;
5. Лиминальность и депрессия;
6. Тревожность и агрессия как изменение соотношений внутриличностных и межличностных процессов в лиминальности;
7. Мазохистичность как стремление отделиться от прошлого и энантиодромическая игла с утраченным «Золотым веком»;
8. Страх Телеоса как страх границ контейнера;
9. Трансцендентная функция в процессе лиминальности;
10. Соотношение Эго/Тень;
11. Архетипическая перестройка;
12. Фрактальность лиминальности;
13. Лиминальность в развитии личности;
14. Постоянное пребывание, фиксация в лиминальности как страх развития, Телеоса и связь с контейнером;
15. Лиминальность в цивилизационном мифе;
16. Лиминальность утрат.
Рассматриваются сложности процессов, которые сопровождаются нарастанием напряжения, тревоги, без трансформации в творчество. При этом возникает потребность в новой форме Агрессии. Эта форма Агрессии связана с трансцендентным отношением с иным и Иным как проявление Unus Mundus в голографическом отражении Монады. Т.е., Unus Mundus отражается в Монаде. Этот процесс взаимный, и он может стать творческим, если ресурсов личности и внешней поддержки будет достаточно для трансценденции. В противном случае, психика будет настойчиво предпринимать повторные попытки, и восприятие времени становится обсессивно-компульсивным.
Происходит дальнейшее усложнение структур во взаимодействии различных слоев Монады (КБСЗ, ЛБСЗ, Эго) с формированием Персоны. Взаимодействия происходят с активным восприятием и взаимодействием Unus Mundus, представляемом родительскими фигурами. Происходит дальнейшее формирование материнского комплекса, и разделение родительских фигур усиливается. Процесс связан с дальнейшим формированием принципиально новой структуры организации либидо, востребованной индивидуацией.
Происходит расщепление материнского комплекса на новом уровне. Происходит выявление Субъекта в Матери, начало поиска Субъекта в Отце, формирование Личности и продолжение формирования Субъекта в себе. Уважение Субъекта в Ином и формирование Субъекта в себе рассматриваются как взаимосвязанные процессы. Это индивидуальный путь формирования Homo Sapiens.
Происходит востребованность архетипа Отца и начало формирования отцовского комплекса с появлением Символа. «НЕТ Отца» (запрет) созвучно с «ИМЯ Отца». Происходит констелляция Уважения. Возникает структурность и символика, формируемая в преневротической (обсессивно-компульсивной) стадии, что является собственным приобретением человеческого существа.
Компартментализация (раздельное мышление) как основа формирования психики и течения Либидо. Компиляция Уважения как основа адекватного прохождения преневротического периода и эволюционная необходимость фиксаций и «неадекватного» прохождения периодов основного направления индивидуации. Уважение – это основа адекватного формирования либидо и последующей его трансформации на основе принципа Совести. Различные порядки Совести в зависимости от уровней функционирования личности и востребованности Unus Mundus. Архетип Трикстера здесь играет важную роль.
Рассматривается смысл и значение триадных отношений. Изначально преобладает модельное, ритуальное, клиповое мышление. Это справедливо для любой триангуляции, в т.ч. треугольника Карпмана.
Рассматривается формирование и оСмысление Либидо в результате напряжения отщепления Монады от Unus Mundus. Основанным источником Либидо является КБСЗ. Смысл развития либидо – это структуризация индивида в напряженном противопоставлении с Unus Mundus, интроекций и сближения вновь через этапы противостояния. Либидо рассматривается не только как объем энергии, но большое значение уделяется его структуре и направлению течения. Эдипов Комплекс затрагивает всех членов системы, напоминая каждому об опыте и стремлениях продолжать разрешать (или не разрешать, усугублять) свои собственные эдипальные проблемы.
Разрешение вызовов периода, который принято называть эдипальным, является основой индивидуации личности. Понимание этих динамик является неотъемлемой частью в клинической практике.
Рассматриваются разные формы эдипальных противопоставлений. Отдельно рассматриваются особенности материнского и отцовского комплексов в этот период.
Содержания и динамики эдипова периода рассматриваются с архетипической и клинической точек зрения на базе теории смысла. В это период закладывается основа формирования и реформирования личных комплексов ребенка, гендерности и направление индивидуации личности.
В целом, планируется раскрытие темы Эдипова Комплекса и триадности в 6 частях (лекциях):
Время каждой записи 3 академ. часа.
Предоставляется запись в режиме просмотра на 30 дней.
Стоимость 1 записи:
1700 рублей — для слушателей Базового курса Института Аналитической Психологии (ИАП), участников ГПР, участников тренинга ААПР.
2000 рублей – для всех остальных категорий участников.
По вопросам приобретения записей пишите на почту bk@junginstitut.ru